Среда, 02/07/2025, 06.34.56 Приветствую Вас Гость

Меню сайта
Категории раздела
Малоизвестное или забытое о войне. (Статьи, заметки) [9]
Опубликованные материалы найдены в сети.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Январь » 15 » УР - сегодня это что?
15.39.15
УР - сегодня это что?
ЛЕГЕНДАРНЫЙ РУБЕЖ ОБОРОНЫ

Сотни больших и малых войн прокатились за много веков по территории Беларуси. Немыми свидетелями тех событий являются руины разрушенных защитных сооружений: крепостей и замков. Они поражали воображение современников, не устают удивлять и потомков. Уникальное фортификационное сооружение, своими масштабами и мощью уступающее только Великой Китайской стене, есть и на территории Беларуси.

О легендарном рубеже -- системе долговременной обороны вдоль старой границы СССР от Карельского перешейка до Черного моря (до 1939 года), объединившей 21 укрепленный район (УР) (более 4 тысяч долговременных огневых точек (дотов), сегодня мало кто знает. Хотя ей в 30-е годы в будущей войне (а в том, что она будет, мало кто тогда сомневался) придавали большое значение. Однако Красная Армия на этом рубеже не смогла надолго задержать врага.


После Победы в причинах неудач первых дней и недель войны разбираться было некогда, восстанавливали страну, лежавшую в руинах от Бреста до Волги. А после смерти Иосифа Виссарионовича вопрос и вовсе отпал, потому что с подачи Хрущева, пришедшего к власти, пошла гулять версия о том, что недальновидный Сталин (читай -- дурак) перед самой войной приказал разоружить и взорвать доты укрепрайонов на старой границе, так как после 1939 года начали строить более мощные рубежи обороны на новой границе -- "Линию Молотова".


Но меняются поколения, и начинаются новые поиски ответов на старые вопросы.


Готовились к войне с Польшей

В середине 20-х годов, когда закончились гражданская и советско-польская войны, граница СССР оказалась абсолютно незащищенной, потому что пролегла по тем районам, где никогда не проходила, ни до 1917 года, ни после. Перед руководством страны встал вопрос об укреплении западных рубежей. Ведь соседи -- Польша, Румыния, Финляндия -- спали и видели, как отхватить у Советов кусочек территории. Полномасштабную войну они вести не смогли бы, но устроить локальную акцию по захвату Минска, Ленинграда или Киева для провозглашения независимости какой-либо области или республики им было по силам, чего и боялось руководство Советского Союза. Ведь за спиной возможных агрессоров стояли Англия и Франция, другие западные страны.


Но экономика СССР находилась в упадке, в стране была разруха, содержать большую армию не имелось никакой возможности. И вот для того, чтобы отбить первый удар вероятного противника, -- в первую очередь Польши, которая открыто вела агрессивную политику в отношении Советского Союза, -- решили прикрыть границу системой долговременных огневых точек (дотов), которую позже в народе стали называть "линией Сталина". Эти сооружения имели боевые запасы и продовольственные ресурсы, которые позволяли их гарнизонам автономно сражаться примерно 2 недели. Подразумевалось, что этого времени Красной Армии хватит, чтобы развернуться, отмобилизоваться и дать отпор противнику -- польской кавалерии и пехоте. О танках тогда, ввиду их отсутствия, речь не шла.


Строительство линии началось в 1929 году с возведения Карельского укрепрайона, прикрывшего Ленинград с севера. На нем, как на полигоне, отрабатывали подходы по возведению подобных сооружений, организации системы огня. Испытывали агрегаты для жизнеобеспечения дотов, вооружение. Большой проблемой была защита от химического оружия, которое широко использовалось в первой мировой войне, но советские военные инженеры с блеском справились и с этой труднейшей задачей.


На территории Белоруссии с севера на юг соорудили 4 укрепленных района: Полоцкий, Минский, Слуцкий и Мозырский. Полоцкий УР начали строить, как и Карельский, в 1929 году, а широкомасштабное строительство белорусских УРов началось в 1932 году. И буквально за год достроили все, кроме Слуцкого. Всего на территории Беларуси соорудили примерно 1000 дотов.


В 1938-39 годах, когда выяснилось, что воевать, возможно, придется с танками, УРы усилили двухэтажными артиллерийскими полукапонирами новейшей конструкции. Кроме того, все УРы укрепили опорными пунктами (ОП), которые строили перед главной линией обороны. Все они могли держать круговую оборону.


К 1941 году окончательно стало ясно, что УРам, которые сооружали для борьбы с польской кавалерией, вероятнее всего, придется сражаться с немецкими танковыми армадами, эффективно противостоять которым они вряд ли смогут. И дело было даже не в танках. Немцы создали универсальное "противоядие" против таких сооружений -- штурмовые группы. Нечто подобное у них появилось еще в конце первой мировой войны, когда они брали долговременные английские и французские укрепления. Штурмовые группы формировались из особо подготовленных саперов. Такой группе придавалась соответствующая огневая поддержка: 88-миллиметровое зенитное орудие или 37-миллиметровая противотанковая пушка, несколько станковых пулеметов, штурмовые лодки и прочее. Они пользовались кумулятивными зарядами на шестах, специальными минами, которые пробивали бетонные перекрытия.


Выйдя к УРу в ходе наступления, немцы выясняли, какие огневые точки мешают его развитию. Организовывали ложную атаку. Штурмовая группа выдвигалась к выбранному доту, блокировала его, задымляла и уничтожала.


Марш на Москву
не состоялся

Однако, как показали первые дни Великой Отечественной войны, при грамотной обороне УРа можно было противостоять и штурмовым группам.


После окончания строительства "Линии Молотова" гарнизоны УРов со старой границы переместили на эти новые западные рубежи. А в старых УРах остались небольшие пулеметные батальоны, которые примерно за месяц до вероломного нападения Германии на СССР стали разворачиваться по штатам военного времени. Но вновь прибывающие бойцы не имели ни малейшего представления, как нужно сражаться в условиях укрепрайона, а времени на их учебу уже не оставалось.


Мозырскому УРу, который на целый месяц задержал врага, немного повезло. Защитникам Полесского края противостояла пехота, против которой и строили подобные сооружения. Немцы да августа тщетно штурмовали укрепрайон стрелковыми дивизиями, которые не имели танков, тяжелой артиллерии и штурмовых групп.


Судьба улыбнулась и Полоцку, потому что там накануне войны развернулась дивизия под командованием комбрига Зыгина, который на заре своей военной карьеры служил комендантом Благовещенского укрепрайона на Дальнем Востоке. Он прекрасно знал, как организовать оборону УРа, и что для противодействия штурмовым группам нужно создать контрштурмовые мобильные группы. Это и сыграло решающую роль при героической обороне Полоцкого укрепрайона в первые дни войны.


Комбриг Зыгин сформировал из разведбатальона усиленную мобильную группу, передав ей все грузовики и 45-миллиметровые пушки. И как только немцы начинали наступление на каком-либо участке перед рубежами обороны Полоцкого УРа, туда выдвигалась контрштурмовая группа, била во фланг противника и уничтожала штурмовые группы. Наступление захлебывалось. Таким образом, дивизия Зыгина сковала под Полоцком танковую и моторизованную дивизии. Немцы понесли большие потери, безуспешно пытаясь прорвать оборону УРа в течение 10 дней. И только когда вражеские соединения обошли УР справа и слева (а бои уже шли под Великими Луками), дивизия Зыгина организованно отступила.


К Минску немецкие войска вышли уже на третий день войны. Во второй половине дня 25 июня 3-я танковая группа генерала Готта (почти 800 танков), прорвав оборону под Вильнюсом, фактически беспрепятственно одним броском вышла к Заславлю, имея задачу взять столицу Белоруссии. На рубеже Минского УРа (МиУРа) завязались жесточайшие бои, продолжавшиеся до 29 июня. И здесь немцев побили так, как никогда до этого, хотя оборону города вели обычные стрелковые части -- 2-й и 44-й корпуса. У них не было боевого опыта, они не сумели наладить взаимодействие с командованием МиУРа. Им просто поставили задачу обороняться по линии дотов.


Командование растянуло 64-ю стрелковую дивизию вдоль линии обороны УРа. Несмотря на мужество и массовый героизм, оборона УРа не выдержала натиска. В ходе боев дивизия попала под сосредоточенный удар танков. Естественно, выдержать удар при таком распылении сил она не смогла. Организовать контрудар тоже, но и немцам "прогулка" из Вильнюса в Минск обошлась дорого. Здесь они потеряли примерно 10 тысяч солдат и около 100 танков.


Героизм гарнизоны УРов проявляли исключительный. Были примеры, когда бойцы неделю сражались блокированные, в полном окружении, не выходя из бетонных дотов. Погибали, но не сдавались.


У лжи короткие ноги, но долгая история

Самое время несколько слов сказать о той лжи, которую нагромоздили фальсификаторы истории типа небезызвестного писателя-перебежчика Виктора Суворова-Резуна вокруг легендарного рубежа, прямо называвшие его "Линия Сталина". Как мы уже заметили в самом начале статьи, первым ком грязи в Сталина и историю обороны рубежей старой советской границы бросил не кто иной, как Хрущев, оправдывая собственные ошибки. Ведь до войны, будучи первым секретарем ЦК КПУ, он отвечал за УРы на Украине, которые, кроме Киевского и некоторых других, особо себя не проявили. И когда после войны возник вопрос: "Почему на линии старой границы не остановили врага?" -- вместо того, чтобы искать истинные причины неудач первых месяцев войны, он все свалил на Сталина. Мол, генералиссимус все поломал и взорвал.


Правда же состоит в том, что после начала строительства укрепрайонов в 1940 году на новой границе СССР все УРы старой линии обороны до мая 1941 года были законсервированы. Основное вооружение УРов сняли и хранили на складах.


В мае 1941 года пришел приказ расконсервировать все УРы на старой границе. Пульбаты стали принимать пополнение, устанавливать снятое вооружение.


Никто УРы не взрывал и не уничтожал, это абсолютно точно установлено исследователями. Наоборот, укрепрайоны постоянно усиливали и совершенствовали вплоть до 22 июня 1941 года.


Кстати, последнюю попытку реанимировать рубеж обороны предприняли в 1952 году еще при жизни вождя. Из-за океана подули ветры "холодной войны", и специальная комиссия обследовала все сооружения, готовила предложения по созданию здесь тылового оборонного рубежа (ТОРа), но... бурное развитие ракетной техники окончательно сделало легендарный рубеж историей.


Ожившая история

Собирая материал для статьи и встречаясь с компетентными людьми, лишний раз убедился, как много в нашей жизни держится на людях увлеченных. Таких, как, например, Александр Базарнов -- руководитель историко-культурного комплекса "Линия Сталина".


Первый раз с фортификационными сооружениями подобного назначения он столкнулся, когда служил в армии на Карельском перешейке. Там он увидел то, что осталось от финской "непроходимой "Линии Маннергейма". Появилось стремление побольше узнать о ней, начал читать специальную литературу. В 1987 году, будучи студентом БПИ, поехал на уборку картошки в деревню под Заславль и впервые увидел один из дотов Минского укрепрайона на старой границе СССР. Так у Александра появилось хобби на всю оставшуюся жизнь. Позже нашлись единомышленники. Такие как Володя Каминский из Борисова, который еще в 1988 году одним из первых в СССР опубликовал в журнале "Техника молодежи" статью о долговременной обороне на этих рубежах.


И вот в прошлом году эта титаническая, почти 20-летняя, работа вылилась в конкретный результат. Группа энтузиастов при поддержке руководства Минской области, района и города Заславля восстановила 115-й дот Минского УРа, который сегодня стал частью экспозиции Заславского музея-заповедника. Все это я узнал от самого Александра Базарнова, который оказал большую помощь при работе над статьей:


-- Идея подобного проекта вынашивалась давно, -- предвосхитил он мой первый вопрос. -- Например, французы на "Линии Мажино", где практически не воевали, сделали шикарный музей. То же создали чехи на границе с Германией. Нечто похожее есть у поляков. Вот мы и подумали: "Мы что, хуже?", тем более что в стране начинают реализовываться масштабные программы по внутреннему туризму. Восстановление 115-го дота в Заславле -- наш пробный камень. Теперь мы намерены сделать следующий шаг -- воссоздать Ротный район "С" Минского УРа линии обороны под Заславлем.


-- Почему вы решили восстанавливать именно этот участок обороны?


-- Во-первых, в этом районе шли одни из самых жестоких боев первых дней войны, и город Заславль несколько раз переходил из рук в руки.


Во-вторых, здесь уже сформировалась зона туризма и отдыха, и наш музей будет постоянно востребован. И, что немаловажно, доты находятся рядом с дорогой и недалеко от Минска.


Кроме прочего, на этом участке в более-менее нормальном виде сохранились все фортификационные сооружения. В отличие от других мест МиУРа, где многие доты разрушены -- взорваны немцами, чтобы их не могли использовать партизаны.


Участок, который мы выбрали для музея под открытым небом, находится в чистом поле. Здесь можно развернуть большую экспозицию, полностью показать фортификационные сооружения. Мы не просто хотим восстановить доты, а намерены, как и в 115-м доте, воссоздать всю обстановку, освещение, связь, систему водоснабжения и вентиляции. Стационарно установим пушки, пулеметы. Сделаем дерево-земляную огневую точку (дзот), землянки, валы, противотанковые рвы и надолбы, выроем окопы, ходы сообщения, ячейки. На водоеме в центре территории соорудим понтонную переправу, штурмовой мостик, гать, чтобы показать использовавшиеся в то время средства преодоления водных преград.


Здесь мы сосредоточим восстановленную клубом "Солдаты Победы" технику, образцы вооружения и инженерного искусства тех лет. Главная задумка в том, что это будет необычный музей. Мы создаем центр патриотического воспитания молодежи. Место, где каждый парень может подержать в руках настоящие винтовку или автомат, посидеть на месте пулеметчика в настоящем доте, открыть амбразуру, посмотреть в перископ, пострелять холостыми патронами, ощутить дух тех героических лет. Обстановка дотов будет восстановлена до мельчайших подробностей. Владимир Каминский помог нам найти все нужные документы и чертежи в российских военных архивах.


В перспективе планируем организовывать пешие походы по так называемой "Линии Сталина", устраивать театрализованные представления, военно-спортивные игры, парады духовых оркестров. В реализации этих планов мы готовы дружить со всеми. Народ должен знать свою героическую историю, а молодежь -- помнить, наследниками какого великого поколения она является.


Лучше один раз увидеть...

Памятуя о том, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, я совершил поездку в Заславль, чтобы самому посмотреть на то, о чем рассказал Александр Базарнов. Он, кстати, любезно согласился сопровождать меня в поездке.


От столичной кольцевой дороги ехали минут 20, и, едва минули Заславль, остановились на обочине шоссе. Далеко идти не пришлось. Дот 134-й (артиллерийский полукапонир) Ротного района "С", который сегодня как бы навис над шоссе Минск-Молодечно, уже полвека смотрит на проезжающие мимо машины черными пустыми проемами амбразур. Не обращая внимания на глубокий снег, мы с Александром взобрались на холм, и он провел для меня небольшую экскурсию. Стоя у амбразуры внутри полутемного дота, невольно представляешь, как вглядывался в прицел своей "трехдюймовки" в июне 41-го наводчик, когда там, внизу в лощине, разворачивались в боевой порядок немецкие танки. Звучит команда "Заряжай!", вот-вот начнется бой. Возможно, для него последний...


Постояв на крыше капонира и сделав несколько снимков, отправились в Заславль, где у входа в возрожденный дот 115-й нас уже ждал главный хранитель Заславского музея-заповедника Александр Константинович Рак. После рукопожатий спустились в дот.


-- 2 июля прошлого года на открытие 115-го дота, -- рассказывает Александр Константинович, -- которое мы приурочили к 60-летию освобождения Беларуси, несмотря на сильный ливень, собралось пол-Заславля. Открытие вылилось в грандиозный праздник города. И здесь надо поблагодарить Фонд "Память Афгана" и его клуб "Солдаты Победы", члены которого показали для зрителей на холме перед дотом настоящее костюмированное сражение. Теперь дот -- часть экспозиции нашего музея.


Внутренняя обстановка 115-го дота разительно отличалась от той, что мы видели полчаса назад, обследуя капонир. Стены побелены, металлический потолок покрашен. Манекены, одетые в форму солдат Красной Армии, дополняют картину. Здесь даже и не нужно включать воображение, чтобы окунуться в атмосферу военных лет. Вот в правом углу каземата жмет на гашетку "Максима" пулеметчик, в левом -- вращает ручки рации радист. За приоткрытой дверью -- пирамида винтовок.


Здесь 80 процентов экспонатов -- подлинные. Их в течение нескольких лет собирали для музея Александр Рак и его единомышленники.


Как оказалось, все работы по восстановлению памятника Великой Отечественной войны велись по методу народной стройки, поэтому затраты оказались минимальными.


-- На открытии дота присутствовал председатель фонда "Память Афгана" Александр Михайлович Метла, -- продолжил свой рассказ главный хранитель музея. -- Ему рассказали о задумке восстановить один из участков обороны на старой границе. И он сразу предложил помощь в реализации проекта.


Фонд помог найти поддержку в Администрации Президента и Министерстве обороны. До этого думали, что затратим на работы года 2-3. Но в данной ситуации решили, что надо поднапрячься и открыть новый музей 9 мая 2005 года -- в день 60-летия Победы.


Гробокопатели

Завершая тему, хотелось бы остановиться еще на одной проблеме -- нашем отношении к истории Родины и народа.


К сожалению, везде, где исторические объекты не охраняются, а иногда даже там, где они под защитой закона, процветает воровство и вандализм. Знаменитое "Здесь был Вася!" вездесуще, но страшнее те, кто, попирая все нормы законов и морали, копают на местах боев и воинских кладбищах. Ведь они уничтожают историю. И подчас гибнут из-за неумелого обращения с боеприпасами. Кто-то по дурости, а кто-то -- в стремлении нажиться на торговле раритетами.


На некоторых участках легендарного оборонительного рубежа для организации противотанковой обороны в бетон вмуровывали башни первого советского танка Т-26. Одна такая бронебашня стоит у музея Великой Отечественной войны в Минске, правда, там не указано, откуда она. Но несколько танковых башен в последнее время бесследно исчезло. Скорее всего, их сдают на металлолом. Автогеном вандалы режут бронированные башни, колпаки и плиты, подгоняют машину... На несколько дней "покутить" хватает.


Видимо, Министерству культуры пора придать этой линии обороны статус памятника истории и продумать другие меры, чтобы остановить вандалов, потому что только табличкой с надписью "Памятник истории" этих людей вряд ли остановишь. Поэтому в свой статье я старался не указывать конкретных мест, которые бы помогли таким людям в их черном деле.



Источник: http://7days.belta.by/7days_plus.nsf/All/A1F770EACD4FEB3142256FAA004773AF?OpenDocument
Категория: Малоизвестное или забытое о войне. (Статьи, заметки) | Просмотров: 1307 | Добавил: Геннадий46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Январь 2012  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025